Многих интересует происхождение потомков крызцев из села Крыз. Учитывая, что это очень важный вопрос, мы публикуем следующую информацию из книги известного исследователя Шихбалы Крызлы «Крызцы и крызский язык»:
«В Крызе существует ряд родов, названия которых связаны с мифонимами, топонимами и этнонимами древней Кавказской Албании. Для этого давайте максимально подробно их объясним.
1. Гамайлар — Гамаяр. В книге об этом роде имеется подробная информация. Этот род связан с мифонимом.
2. Х/Гонеи — Х/Генеяр. Эта род тоже связан с мифонимом. В этом роде есть ряд кланов, которые связаны с именем человека. На основании нашего исследования стало ясно, что существует несколько родословных, связанных с Х/Гонеями, мы хотели бы привести в пример некоторые из них: Худияр-Худи в Агаверди оба, Бинатехлияр-Бинатали в Гаджибдуррахим оба и другие.
3. Таганы — Таганби. Этот род, скорее всего, связан с топонимом Тоган. Так, как Г.Гейбуллаев в своем произведении «Древние тюрки и Армения» упоминает Тоган как село, населенное азербайджанцами в населенном пункте Дизаг Карабаха.
4. Доврушы — Доврушер. Название этого рода, скорее всего, связан со словом дервиш. Дервиш считался проповедником ислама. Пирджалал бек — могила и мавзолей Пирджалал бека также принадлежат этому роду. Сулейман бек — единственный человек с Крыза с титулом бек, также принадлежит к роду Доврушы.
Говорят, что сын Сулейман бека Садыг бек прошел военную подготовку в Санкт-Петербурге и был застрелен красными – большевиками на дороге Губа-Хачмас. Доврушы владели красивыми постройки в Хаджи Газме (Хачмасский район) и Крызе.
5. Сифи – Сифийер. Скорее всего, название этого рода связано с суфизмом. Представители этого племени до сих пор широко распространены в самых разных местах. Суфизм — религиозное направление в исламской литературе. Существование этого течения известно с XII века.
6. Сафи — Сафияр. Очень вероятно, что этот род связан с Сефевидами. В крызском фольклоре упоминается имя Кахирмана, представителя этой линии. Человек по имени Сафи этого рода до сих пор существует в селе Крыз.
7. Татаны-Татанби. Представители этого рода живут в деревне Узуноба.
8. Караханы — Караханби. Представители этого рода жили в селе Гаджи Карахан оба. Карахан оба какое-то время было административным центром северной общины Крыз. Представитель этого рода Хамид, некоторое время был сотником.
Примерно в 1914 году сотник Хамид, Искандер бек из села Гедекли, Бухсай из села Чинартала и другие Кубинским наместником былы сосланы в Сибирь.
После ссылки Хамида сотником общины Северный Грыз был избран Хаджимурад из села Чинартала, а административный центр переехал в село Чинартала.
9. Шушы — Шушар. Название этого рода, скорее всего, связано со словами Шуша и Шуши, которые упоминаются на странице 71 книги «Географические названия Азербайджана», авторами которой являются Р.Юзбашов, К.Алиев и С.Садиев.
10. Кечи — Кечиер. Этот род связан с древней историей. Такая фамилия есть В Газахском регионе сушествует род с таким названием.
11. Чджабханийцы-Чджабханиер. Название этого рода правильно звучит только на крызском языке. Выше мы показали, что слово в крызском языке имеет два значения. «Кошка» — «кеч» означает добро. А «Кошка» — «пегу» имеет плохое значение. «Желтый» — «чджабу» значение хорошее. «Желтый» — «тсери» имеет плохое значение. Чджабхани означает желтый бык.
Также следует отметить, что слово бык используется в значениях сила, плодородие и т. д. Обратим внимание на статью Бадисабы Раджабовой “Украшения и религиозные представления”, опубликованную в журнале “Элм ве хаят” № 1 за 1988 год: “Как известно, в странах Ближнего Востока, в том числе в Азербайджане, еще с древних времен крупнорогатые животные считались священными и им поклонялись.
В сознании древних земледельцев бык считался заводчиком потомства. Бык не мог быть неестественным объектом поклонения среди скотоводческих племен, потому что он был самым сильным, самым непобедимым и заводчиком потомства в стаде. По этой причине некоторые племена ассоциируют с ним своих вождей. Таким образом, гунны, тюрки, монголы и буряты считают себя быками, а рог — символом мужественности, отваги и силы.
12. Чеченцы — Чеченби. Этот род известен как чеченский этноним. Большинство жителей села Фарзали оба считаются потомками этого рода.
13. Бабасилер — Бабасиер. Их еще называют Сафумы-Сафумар, Агали киши, Сафарали киши — эти приезжие люди из Шама (Дамаска).
14. Мазахи — Мазахар. (род Джебраила) Представители этого рода приезжие люди из Шама (Дамаска).
15. Г/Кугуты — Г/Кугутар (род Ибрагима), вероятно, потомок связанный с Гургутом.
16. Бирчимы — Бирчимер. (род Шахваддина) У меня нет информации и не имею представления об этом роде.
17. Лелелер — Lеher. (род Шамсаддина, Хаджиха из Дахны).
18. Гиримы — Гиримар. Гирим — это также имя человека в этом роде. По словам Джебраил киши (человек из этого рода), баба бей (баба) пира (святое место) в письменной литературе, также называется Пир Гирим Шам бей (баба). Вероятно, Гиримы — это имя, связанное с Пиром Гирим.
Баб Пир находится на левой стороне дороги Крыз – Хыналыг, а точнее а точнее около места пересечения дороги Сусай-Хыналыг с ущельем Белый Крыза. Местные жители посещают это место как святое место. Слово «баб» также встречается в письменной литературе.
В статье Гульнары Мамедбековой-Мехмандаровой «Губа — древний город» в журнале «Элм и хаят» № 6 за 1990 год мы читаем: «На территории Маската находятся города Баб и Фируз Губад».
19. Таты — Татри. Представители этого рода живут в селе Агаширин оба. Из названия понятно, что этот род связан с татами.
20. Пифы — Пифри. Представители этого племени живут в Пифра оба. В настоящее время Пифра оба объединена с Пиргулу оба и общее название Пиргулу оба. В крызском языке корневое слово «пиф» имеет разные значения. Это слово тоже связано с древней историей.
21. Будуги — Будугар. Название эого рода чисто крызского происхождения и является именем человека. (В словах “бу”-“буг” – слово “бу” означает большой, а слово “буг” означает гора.)
Пастух этого рода, Хаджи Чобан в определенные дни недели (четверг, пятница) сливал молоко с пастбища в село Крыз по водопроводу. Бедные люди бескорыстно употребляли это молоко.
Есть ряд родословных, которые связаны с именем человека. При глубоком изучении корней этих родов, они иногда сливаются с упомянутыми выше мифическими и этническими названиями.»
Тут перечислены не все родословные. Мы перечислили наиболее распространенные из этих родословных, а также те, которые относятся к определенным периодам истории.